Любой автомобиль — это сложное в техническом плане средство. Для обеспечения безопасности как водителя и его пассажиров, так и других участников дорожного движения, автомобиль необходимо периодически поддерживать в исправном состоянии и проверять на техосмотре. Техническое состояние любого транспортного средства проверяется с помощью обязательной процедуры — техосмотра.
Совсем недавно были внесены некоторые изменения в правила и периодичность прохождения осмотра. Если раньше проходить на своем автомобиле техосмотр каждый водитель обязан был ежегодно, то с 2012 года процедура стала более легкой. Теперь, в зависимости от возраста и категории ТС, ездить с периодичностью на ТО необязательно каждый год. Рассмотрим данный вопрос подробнее.
Когда и кому нужно проходить
Прежде всего нужно выделить факторы, которые влияют на периодичность ТО:
- категория транспортного средства;
- его возраст;
- предназначение.
Отметим также, что возраст транспортного средства считается от момента его выпуска, а не приобретения, соответственно и периодичность будет зависеть от этого момента.
Периодичность ТО для категории «А», «В» и «М»
К данным категориям относят:
- «А» — все виды мотоциклов, в том числе с коляской;
- «М» — легкие мототранспортные средства;
- «В» — легковые авто весом до трех с половиной тонн, рассчитанные максимум на восемь пассажирских мест.
Итак, если вы приобрели новенький автомобиль в салоне, то ТО проходить не нужно, поскольку производитель или дилер дают гарантию и несут ответственность за любую машину. Владельцу лишь нужно время от времени приезжать на периодические осмотры.
В салоне также выдают и диагностическую карту техосмотра, без которой невозможно оформление страховок по ОСАГО и Каско.
По достижению транспортным средством 3-х летнего возраста необходимо пройти первый техосмотр. С этого момента осмотры проводятся через два года, то есть на пятом и седьмом году. Ну а начиная с седьмого года ездить на ТО нужно ежегодно.
Отметим также, что это относится и к транспортным средствам подкатегорий «А1» и «В1».
В том случае, если легковой автомобиль используется в качестве такси, то проходить ТО нужно один раз в 6 месяцев, вне зависимости от возраста транспортного средства.
Если же ТС данных категорий используются для обучения вождению, то ТО проводится ежегодно.
Транспортные средства категории «С» и «D»
Требования ужесточаются, когда речь заходит о ТС, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров.
Так, грузовые авто весом более 3,5 тонн, которые используются для транспортировки опасных грузов, ТО проходят с периодичностью один раз в полгода. Это же относится и к автобусам для перевозки пассажиров. Если же грузовой автомобиль не предназначен для перевозки опасных грузов, то периодичность прохождения ТО составляет один раз в год, вне зависимости от возраста.
Грузовые ТС подкатегории «С1» (весом до 3500 кг) проходят техосмотр с той же периодичностью, что и легковые автомобили. То есть до трех лет ТО проходить не нужно, затем каждые 2 года, и по достижении возраста 7 лет — ежегодно.
Отметим также, что трамваи и троллейбусы, выделенные в отдельные категории — «Tm» и «Tb», проходят ТО так же, как и автобусы, — один раз в полгода.
Что будут проверять на техосмотре?
Во время ТО особое внимание уделяется:
- системам безопасности;
- тормозной системе и рулевому управлению;
- состоянию покрышек;
- светотехническому оснащению;
- наличию всех необходимых средств — аптечки, огнетушителя.
Следует помнить о том, что чем ответственнее отнесется водитель и подготовит свой автомобиль к очередному периодичному техосмотру, тем будет больше уверенность пройти его с первого раза.
Подведем итоги:
1. В зависимости от типа и состояния ТС, у каждого автомобиля будет своя периодичность и сроки техосмотра.
2. Если с автомобилем во время техосмотра будет все в порядке, тогда инспектор пункта ТО выдает новую карту, в которой указывает состояние узлов автомобиля.
3. Если же выявлены какие-то неполадки, то владельцу этого ТС дается определенный срок для их устранения, после чего он должен пройти повторный осмотр.
4. Если же какие-то неполадки не будут выявлены во время ТО, и они станут причиной ДТП, то страховая компания может потребовать от оператора ТО сумму ущерба.