2022 год принес немало перемен в автомобильный мир. Изменения в регламентах ПДД, внесение правок в нормативную документацию, а теперь дело дошло и до штрафных санкций. С 1 января 2020 года вступил в действие новый закон, согласно которому существенно вырос штраф за тонировку стекол автомобиля.
Что провоцирует такие перемены
Автомобильный рынок России терпит серьезные перемены. Рост трастов существенно влияет на торгово-экономические отношения, а участникам рынка приходится быстро адаптироваться к новым условиям. Например, с 1 января ставки на бензин выросли почти на 50 копеек, и эта сумма будет продолжать расти. По предварительным прогнозам, к концу июля повышение цены за литр составит 60-70 копеек. Такой рост акцизов на топливо увеличит поток средств в государственный бюджет где-то на 40 миллиардов рублей. Немаленькая сумма, правда?!
2022 год кроме роста цен на топливо принес еще пару перемен. ПТС (паспорт транспортного средства) с июля выдается только в электронном виде, поэтому для регистрации автомобиля нужно предъявить только номер ЭПТС и договор купли-продажи. Кроме того, полисы ОСАГО получили защищенный формат, где в обязательном порядке указывается QR-код, под которым внесена информация о компании-страховщике.
Теперь власти РФ взялись и за борьбу с тонированными автомобилями. Речь идет о том, что по действующему законодательству и ГОСТу (ГОСТ 32565-2013) разрешенный уровень тонировки передних стекол должен пропускать 75% света, а боковых 70%.
Отметим, что обсуждения в Госдуме об изменении штрафных санкций идут уже несколько лет. Ужесточенное наказание подразумевало увеличение штрафа в два или три раза, а за повторное нарушение – 5 тысяч рублей и лишений прав до 6 месяцев.
К счастью или нет, но 1 июля 2015 года изменения правил ПДД не реализовали задуманное и штраф за превышение уровня тонировки остался 500 рублей, а новые форматы наказаний находятся на рассмотрении. Вот что говорит президент общественной организации «Движение без опасности» Наталья Агре:
«Повышенный уровень тонировки является по большей мере региональной проблемой. Основная часть таких нарушений выявлена в районах Кавказа, где автовладельцы могут по 30 раз подряд тонировать ТС. Сотрудники ГИБДД останавливают нарушителей, проводят замеры, выписывают штрафы, который оплачиваются без всяких убытков, а тонировка через пару дней возвращается на прежнее место. Повышение штрафов за тонировку может стать хорошим аргументом для таких автомобилистов не превышать допустимые нормы.»
Технические аспекты тонировки
Разумно было бы описать все требования, которые описаны в регламентах ПДД, чтобы автомобилистам было понятно, за что и почему их будут штрафовать. Как было сказано ранее, правильная тонировка автомобиля пропускает 75% света на передних стеклах, 70% на боковых, а также 5% для пассажирских боковых стекол. Кроме того, на лобовом стекле допускается использование затемненной или цветной ленты шириной не больше 14 сантиментов.
Как говорит практика, технические аспекты тонировки не отвечают действительности. Дело в том, что легальная тонировка – некий миф, на замеры которого влияет очень много факторов. Например, лобовое стекло автомобиля с завода уже поглощает 20% света, а при попадании воды на стекло, пыль или другие помехи – при таком раскладе показатель уверенно движется к 30%. Полную тонировку можно делать лишь для заднего стекла. Тема зеркальной тонировки в России вовсе проявлена в двустороннем порядке: напрямую по ГОСТу нет запрещений, но в постановлении РФ от 23.10.1993 года № 1090 – запрещена.
Сам процесс замера светопропускаемости проходит согласно приказу МВД №1240 при определенных условиях:
- Процесс замера должен проводиться только уполномоченным человеком и только на стационарном посту дорожной службы.
- Процесс замера показателей светопропускаемости проводится посредством специальных технических приборов, имеющие Государственные регистр и сертификаты.
- Замеры проводятся только в сухую погоду и при условии чистого стекла.Важно отметить несколько моментов. Когда вас остановил сотрудник ГИБДД по причине тонировки, вы имеете право потребовать всю необходимую документации по техническому оборудованию. Если после замеров вы установили, что данные неверны, потребуйте повторной проверки, но уже с понятыми. Исполнительные органы обязаны удовлетворить ваши требования без затяжных процессов.
Как же наказывают нарушителей в 2023 году?
Согласно законодательству РФ (ч. 3.1 статьи 12.5 КоАП) на ТС, у которых превышен показатель светопропускаемости стекол, будет наложен штраф в размере 500 рублей. Напомним, что ранее был действителен закон об изъятии номерных знаков с автомобиля, но его отмена развязала руки любителям затемненных стекол. Если вы достаточно обеспеченный человек и можете позволить оплачивать штрафы, то вышесказанное предписание не существенно тревожит процесс эксплуатации транспортного средства. Но не все так, как хотелось бы…
Недавно были введены правила, направленные на борьбу с такими любителями тонировки. При выявлении нарушений инспектор ГИБДД выписывает письменное предупреждение и составляет протокол, по которому нужно внести штраф и снять тонировку в течении 10 дней. Если нарушитель не выполняет данных требований, штрафные санкции повышаются в два раза (от 1000 рублей). Кроме того, за нарушение административных правил по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ могут арестовать до 15 суток или оформить исправительные работы.
В заключение можно сказать, что особых перемен штрафные санкции для водителей не понесут, особенно для законопослушных граждан. За безответственный подход к тонировке вы заплатите 500 рублей или отделаетесь замечанием. Остальным же выделят 15 дней на обдумывания в тюрьме или лишение прав.