После того, как всех водителей грузового и пассажирского транспорта обязали монтировать тахографы с блоком СКЗИ, люди начали интересоваться, что же собой представляет этот самый блок СКЗИ, и как можно сэкономить.
Что представляет из себя СКЗИ?
К сожалению, навигационный криптозащищенный модуль идет только в комплекте с тахографом, хотя есть возможность дополнить цифровой тахограф данным блоком, но такая установка возможно только для некоторых моделей. Стоит отметить, что сама процедура установки блока СКЗИ на цифровые тахографы нигде детально не описана.
То есть модуль СКЗИ может применяться исключительно на одном тахографе, и если, например, тахограф сломался, то невозможно блок СКЗИ вставить в другое устройство.
На основание этого у водителя есть всего два варианта:
- производить полную замену тахографа с СКЗИ, а также оформлять новую карту водителя (все это вместе — очень недешевое удовольствие);
- ждать пока не отремонтируют старый тахограф.
В любом случае, водителю эксплуатировать свое транспортное средство, не оснащенное тахографом с СКЗИ, запрещено.
Есть еще один интересный момент, который не принесет много радости — срок действия блока СКЗИ составляет три года. Каждые три года нужно производить замену, а это еще дополнительные затраты денег (15-20 тысяч) и времени. Непонятно совсем, чем не понравились чиновникам цифровые тахографы без этого блока — доступ к информации тоже мог получить только водитель, руководство предприятия, обслуживающий и контролирующий персонал.
СКЗИ: описание и назначение
Аббревиатура СКЗИ расшифровывается как Средство Криптографической Защиты Информации. Используется также название НКМ — Навигационный Криптозащищенный Модуль.
С виду это небольшая коробочка, внутри которой находится микросхема. СКЗИ устанавливается внутрь тахографа. Вскрывать блок, проводить какие-либо действия с микросхемой имеют право лишь люди, у которых есть лицензия ФСБ.
Блок СКЗИ оснащен:
- микропроцессором, который подключается к процессору тахографа;
- ГЛОНАСС/GPS модулем;
- акселерометром;
- запасным источником питания;
- встроенными часами;
- энергонезависимой памятью RAM.
Каждый такой блок имеет свой уникальный серийный номер, который заносится в реестры Минтранса.
Основная функция модуля СКЗИ — шифрование всей информации о передвижениях автомобиля.
В СКЗИ есть два уровня памяти:
- защищенный архив;
- память с ограниченным доступом.
Что интересно, доступ к ней не могут получить ни руководство предприятия, ни сам водитель. Доступ к памяти открывается лишь в случае одновременной аутентификации карт контроллера, мастерской и предприятия. В случае же введения карты предприятия обеспечивается лишь выгрузка данных на внешние носители. Обратите внимание, что вся эта информация защищена специальными программами.
Таким образом, блок СКЗИ дублирует в зашифрованном виде всю информацию с тахографа, все эти данные привязываются к конкретным географическим координатам и времени. Кроме того, создается уникальная цифровая подпись, срок действия которой и составляет 3 года.
Читая обо всех этих новшествах, многие водители и владельцы транспортных предприятий недоумевают — зачем нужен такой строгий и секретный контроль?