В августе 2013 года был утвержден в ГосДуме, а с февраля 2014 года вступил в силу приказ Минтранса №273. Этот приказ наделал очень много шума, потому что в нем рассказывается о правилах оснащение грузовых и пассажирских транспортных средств тахографами.
Как известно, тахограф — это контрольное устройство, которое регистрирует следующие данные:
- время запуска двигателя;
- общую продолжительность работы транспортного средства;
- время выключения двигателя;
- скорость передвижения.
Кроме того, согласно этому же приказу, необходимо устанавливать тахографы с СКЗИ, оснащенные встроенным модулем ГЛОНАСС/GPS. То есть он еще будет фиксировать и маршрут передвижения. Одним словом — тотальный контроль.
Приказ № 273 — изменения и основные положения
Сам текст приказа занимает не очень много места — буквально страницу, так что ознакомиться с ним не составит особого труда. Документ состоит из трех частей:
- преамбула — здесь даются ссылки на различные нормативные акты, а также приводится перечень распоряжений и приказов, утративших силу в связи с принятием данного документа;
- общие положения — порядок внедрения требований в жизнь;
- правила оснащения ТС тахографами.
Таким образом, ознакомившись с текстом документа, приходим к следующим выводам.
Прежде всего он касается юридических лиц и частных предпринимателей, которые занимаются перевозками грузов и пассажиров на коммерческой основе. Соответственно, если на какой-нибудь фирме имеется грузовой или пассажирский транспорт, но он применяется исключительно для нужд фирмы — доставка персонала на работу или доставка строительных материалов и так далее, то, исходя из текста данного приказа, оснащать тахографами его не нужно. Не нужно их покупать и на транспорт, принадлежащий частным лицам.
Далее приводится порядок практического внедрения данных требований:
- с 1-го апреля 2014 контролирующие устройства должны стоять на грузовых ТС, перевозящих опасный груз;
- с 1-го июля ими оснастить нужно пассажирские автобусы и микроавтобусы;
- с 1-го сентября того же года — грузовые ТС массой свыше 15 тонн;
- с 1-го апреля 2015 — весь остальной грузовой транспорт, общей массой от 3,5 тонн.
Также указывается что с 18-го года необходимо полностью перейти на тахографы европейского образца (ЕСТР) или российского — с СКЗИ.
Основный факты по установке
В главе «Правила оснащения ТС контрольными приборами» детально описывается порядок установки. Из этого раздела узнаем следующие факты.
Во-первых, обязанности по установке возлагаются на руководство той или иной организации. Установку проводят исключительно в лицензированных мастерских. Устанавливать можно только те модели такхографов, которые официально утверждены Минтрансом — в большинстве своем речь идет об отечественных приборах.
Во-вторых, описывается также, как именно происходит установка:
- непосредственно подключение прибора;
- калибровка;
- пломбировка.
Интересен седьмой пункт данного приказа:
«Организации-изготовители ТС обязаны оснащать их тахографами перед выпуском в обращение». Соответственно приходим к выводу, что отныне можно будет сразу же в салоне купить новый КамАЗ или новый ГАЗ-3309 с уже установленным тахографом.
Во время установки тахографа, происходит его активизация, а в его память, и отдельно в память блока СКЗИ вносятся все параметры транспортного средства, а также VIN-код и регистрационные номера. То есть, если вы продадите машину, и номера сменят, придется устанавливать новый тахограф.
Все данные о тахографе, его модели, а также основные параметры автомобиля наносятся на специальный идентификационный листок, который приклеивается на видном для контролирующего лица месте — на внутреннюю поверхность двери.
При необходимости водитель отдельно обязан распечатать всю эту информацию по требованию инспектора ГИБДД.