После того, как с 1 апреля 2014 года вступила в силу статья КоАП 11.23 про штрафные санкции за отсутствие тахографов, а с 1-го апреля 2015 года ее начали применять относительно транспортных средств категории N 2, перед водителями встала задача — оснастить свой транспорт данными устройствами.
Из Законодательства ясно одно — тахограф нужен обязательно. Возникает вопрос, какой именно тахограф нужно устанавливать, ведь их есть 3 вида:
- аналоговые;
- соответствующие европейским нормам ЕСТР;
- для передвижения по России — с блоком СКЗИ.
Попробуем разобраться с данным вопросом.
Какой тип тахографа устанавливать на автомобиль?
Аналоговые отпадают сразу — их установкой не займется ни одна легальная мастерская, поскольку имеется распоряжение о том, что в России можно использовать только цифровые тахографы, которые стоят достаточно дорого:
- ЕСТР — 25-30 тысяч рублей;
- с СКЗИ — 30-50 тысяч рублей.
Кроме того, необходимо раз в два года проводить калибровку тахографов, а также оформлять карточку водителя раз в три года, что выльется в дополнительные 4-5 тысяч рублей.
Автопаркам предприятий, транспорт которых перемещается исключительно по территории Российской Федерации, необходимо устанавливать тахографы с СКЗИ. На данный момент также допускаются и более дешевые ЕСТР, но с 2021 года штрафовать будут именно за несоответствие контрольного прибора Техрегламенту. То есть, если у вас до сих пор нет данного устройства на борту, то лучше сразу установить тахограф с СКЗИ.
Есть еще один момент, который вызывает множество вопросов:
с цифровым тахографом с СКЗИ выезжать за пределы РФ запрещено, даже в Казахстан и в Беларусь.
Объясняется это тем, что оборот модулей СКЗИ регламентируется ФСБ и военной прокуратурой, а данные, которые фиксируются этим модулем и сам алгоритм работы криптозащищенного модуля подпадают под действие закона о «Государственной тайне». За несоблюдение данного требования предусмотрена уголовная ответственность.
Тахографы ЕСТР можно без проблем устанавливать на автомобили тех транспортных предприятий, который имеют лицензии на осуществление международных перевозок.
Таким образом, если вы не ездите за границу, то вам нужно устанавливать тахограф с СКЗИ, если же ездите и имеете все необходимые лицензии и допуски — ЕСТР.
Модели тахографов
Список моделей, которые соответствуют регламенту, приводится на сайте Росавтотранса.
Выбор достаточно широкий, но все модели отечественного производства:
- ШТРИХ Тахо-РУС;
- КАСБИ;
- Меркурий;
- DTCO;
- EFAS V2 RUS (производится в Калининградской области).
По свидетельствам водителей, всем им характерны различные проблемы: виснут, не полностью помещаются в отведенную им нишу, мелкий шрифт, отбивают солнечные лучи, от чего глаза устают. Модель Меркурий ТА-001 является одной из лучших.
Тахографы ЕСТР имеют более широкий выбор, наибольшим спросом у водителей пользуются модели производства Siemens, EFAS (Австрия) и Stoneridge. В любом случае, тахограф должен соответствовать требованиям европейского регламента.